Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 общеразвивающего вида» Принято на Педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №53» «31» августа 2018 г. Протокол №1 от «31» августа 2018 г. Утверждаю: Заведующая МБДОУ «Детский сад №53» ___________З. Г. Караева « 31» августа 2018 г. Дополнительное образование «Чудесный сундучок» Программа кружка по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет дошкольного возраста Руководитель кружка: воспитатель Мусаева Х.И. Махачкала 2018 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел: 1.1.Пояснительная записка. -цели и задачи Программы -принципы и подходы к формированию Программы -значимые для разработки характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (характеристика возрастных особенностей воспитанников) 1.2 . Целевые ориентиры образовательного процесса 2. Содержательный раздел: 2.1. Модель образовательного процесса: перспективный план, учебно-календарный план 3. Организационный раздел: 3.1. Методы и приемы 3.2. Сведения о кружке 3.3. Расписание занятий 3.4. Материально-техническое обеспечение 3.5. Мониторинг освоения детьми программного материала (Приложение №1, №2, №3) 3.6 Работа с родителями 3.7. Литература 2 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д.Ушинский Программа дополнительного образования «Чудесный сундучок» (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53 общеразвивающего вида» (далее МБДОУ №53) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: - Федеральным законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...» (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 №28564). -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. 3 Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет) Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности. Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационнокоммуникативных технологий. Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей ФГОСДО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Физическое развитие». Актуальность Программы Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, 4 сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека. Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Цель: развивать познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук. Задачи: Развивающие Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость. Образовательные Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества; Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. Воспитательные Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую Самореализацию, доброе отношение к сверстникам. Принципы и подходы к формированию Программы Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка); Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов); Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей); «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). 5 Значимые для разработки характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (характеристика возрастных особенностей воспитанников) Делая что-то своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребенку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей жизни эти качества не будут лишними. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят, а также для детей, страдающих дефектами речи (дизартрия, заикание). И еще очень важное дополнение: умение сделать что-нибудь самому, позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. 1.2.Целевые ориентиры образовательного процесса Имеет представление о материале, из которого сделана поделка; Сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественноизобразительных целях; Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; Создают композиции на листах бумаги разной формы; Умеют замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы; Усваивают способы практической работы с различными материалами; Развивают мелкую моторику рук; Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки. Владеет приемами работы с различными материалами; Самостоятельно определяет последовательность выполнения работ; Умеет самостоятельно провести анализ поделки; Показывает уровень воображения и фантазии. 2. Содержательный раздел 2.1.Модель образовательного процесса Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности: работа с бумагой и картоном; работа с тканью и нитками; работа с природным и бросовым материалом; работа с пластилином; работа с соленым тестом. 6 В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений; Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности; Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений; Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры). Перспективный план работы кружка 20 минут 1 Сентябрь октябрь Де Ноябрь Неделя Периодичность в неделю Месяц Продолжительность занятия 1 Вид деятельности Всего занятий в год 36 Количество часов в год Название занятия 36 Кол-во часов 1 Знакомство с материалом 2 3 Работа с бумагой (Мозаичная аппликация) «Яблочко» «Листик» 1 1 4 1 Работа с пластилином Работа с природным материалом «Семейство ежей» «Зверушки» 1 1 2 «Овечка» 1 3 4 1 2 3 4 1 «Листопад» «Золотая рыбка» «Цыпленок» «Чашка с блюдцем» «Букет роз» «Веселые пуговицы» «Деревья» 1 1 1 1 1 1 1 Работа с пластилином 7 кабрь Январь Февраль 2 3 4 Работа с бумагой «Звери из полоски и картона» «Снегирь» «Зайчик» 1 1 1 1 2 Работа с нитками «Волшебные снежинки» «Лисичка и волк» 1 1 3 4 1 2 3 Аппликации из крупы Работа с соленым тестом Аппликации из крупы «Птичка на кормушке». «Печенье». «Валентинки» «Наша Армия!» «Открытка ко дню защитника отечества» Машина «Насекомые» «Красивое платье» «Бабочка» «Украсим салфетку» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 «Одуванчик» «Ракеты и кометы» «Звёздочки и шарики» «Нарядные крылышки» «Балхарский кувшин» «Балхарский кувшин» (Разукрашивание) «Тарелка» 4 «Тарелка» (Разукрашивание) 1 Март 4 1 2 3 4 Май Апрель 1 2 3 4 1 2 (Обрывная аппликация) Работа с тканью Работа с бумагой (Поделки из салфеток) Работа с бумагой (Поделка из папье маше) ИТОГО 1 1 1 1 1 1 36 Сентябрь Неделя Месяц Учебно-календарный план Вид деятельности 1 Знакомство с материалом 2 Работа с бумагой (Мозаичная аппликация) Название занятия «Яблочко» «Листик» 3 Задачи занятия Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ниток, пластилина, природного материалов Познакомить воспитанников со свойствами бумаги. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественнотворческих способностей и творчества детей. 8 4 Лепка 1 Работа с природным материалом «Зверушки» 3 «Овечка» «Листопад» 4 «Золотая рыбка» 1 2 3 4 Работа с пластилином «Цыплёнок» «Чашка с блюдцем» «Букет роз» «Веселые пуговицы» 1 2 3 4 Работа с бумагой (Обрывная аппликация) «Деревья» «Звери из картона» «Снегирь» «Зайчик» 1 Работа с нитками «Волшебные снежинки» Январь Декабрь Ноябрь Октябрь 2 «Семейство ежей» 2 «Лисичка и волк» Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания. Формировать интерес к ручному труду, желание создавать поделки своими руками. Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Упражнять в создании образа с помощью природного материала; развивать фантазию. Закрепить у детей навык лепить из пластилина предмет. Сформировать навык отмечать разнообразие получившихся изображений радоваться им. Учить выполнять аппликацию в технике мозаика; прививать эстетический вкус; Закреплять знания о цветах; развивать моторику рук; воспитывать усидчивость, трудолюбие. Научить детей изготавливать аппликацию из резаных ниток. Развивать творческое воображение воспитывать аккуратность. Расширять кругозор. 9 3 Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Работа с соленым «Печенье». тестом Учить детей работать с соленым тестом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. 1 Аппликация из крупы Учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации; учить ориентироваться на полоски. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. «Валентинки» 2 «Наша Армия!» 3 «Открытка ко дню защитника отечества» Февраль. Март. «Птичка на кормушке». 4 4 Апрель Аппликация из крупы Работа с бросовым материалом «Машина». Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность. Использование аппликации для создания детской дизайнерской работы. Развивать творческие способности; способствовать развитию любознательности, мышления. Формирование умений по выполнению аппликации из салфетки; осваивать новые нетрадиционные техники аппликации; развивать коррекцию общей и мелкой моторики. (спичечные коробки) 1 2 3 4 Работа с тканью «Насекомые» «Красивое платье» «Бабочка» «Украсим салфетку» 1 2 3 Работа с бумагой (Поделки из салфеток) «Одуванчик» «Ракеты и кометы» «Звездочки и шарики» «Нарядные крылышки» 4 10 1 Май 2 3 4 Работа с бумагой «Балхарский (Поделка из папье кувшин» маше) «Балхарский кувшин» (Разукрашивание) «Тарелка» «Тарелка» (Разукрашивание) Формирование умений и навыков конструировании изделий в технике папье маше; её особенностям. Помочь приобрести практические навыки в работе с детьми по ручному труду. 3.Организационный раздел Программа ориентирована на детей 4-5 лет и предполагает проведение 1 занятия в неделю во второй половине дня по подгруппам. Продолжительность занятия в средней группе 20 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, личностный ориентированный подход. 3.1 Методы и приёмы: Наглядные методы: - показ способов действия с инструментами и материалами; - обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях; - показ способов выполнения работы. Словесные методы: - объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы; - использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.) - совместный анализ выполненной работы; - анализ детских работ самими детьми. Практические методы: - упражнение; - обучение детей приёмам и способам выполнения работы по рисованию, лепке, аппликации; - самостоятельное выполнение детьми работы. Игровые методы: - сюрпризные моменты; - игровые ситуации; - использование пальчиковых игр и упражнений; - использование динамических упражнений; - обыгрывание своих поделок 3.2. Сведения о кружке Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Количество детей: 15 Список детей Информац 11 Форм № 1 подгруппа Дата рождения № 2 подгруппа 1. Абдулаев Абдуреб 25.05.2014г. 1 Абдулкадыров МагомедГусейн Батыров Шамиль Мадиев Сахрутдин Курбанова Фатима Дахаева Марьям 2. Гаджиева Марьям 3. Газимагомедов Омар 4. Гусейнова София 5. Расулов МухамедХабиб 6. Расулова Марьям 7. Давдиева София 8. Абдулаев Ибрагим 06.03.2014г. 2 30.05.2014г. 3 24.06.2014г. 4 15.04.2014г. 5 06.08.2014г. 6 11.06.2014г. 7 Дата рождения 14.07.2014г. 07.11.2013г. 25.10.2013г. 26.10.2013г. ионнометодическ ое обеспечени е Программа дополнител ьного образования «Чудесный сундучок» Мусаева Х.И. 20.01.2014г. Творим и мастерим Л.Г.Куцако 09.03.2014г. ва Гаджимагомед ов Абдула Имаев Иффрет 23.05.2014г. 24.06.2014г. 3.3. Расписание занятий День недели Среда Время проведения 1 подгруппа: 16.00-16.20 2 подгруппа: 16.30-16.50 3.4. Материально-техническое обеспечение Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления. № Наименование 1. Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая) Количество - 2. Картон (цветной, белый) - 3. Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки); - 4. Фломастеры, маркеры, карандаши; - Примечание - 12 а отчет а Выста вки презе нтаци и кисти 5. Дощечки - - 6. Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки , спичечные коробки и др.) - - 7. Клей, пластилин, ножницы, стиплер, дырок - - 8. Наглядные пособия - - 9. Иллюстрации - - 10. Фотографии - - 11. Образцы работ - - 12. Художественная литература - - 13. Ноотбук - - 14. Музыкальный центр - - 15. Фотоаппарат - - 3.5. Мониторинг освоения детьми программного материала Мониторинг проводится 2 раза в год, в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу (приложение №1). Метод мониторинга: беседа, наблюдения, игра, выполнение заданий по картинкам и.т.д 3.6. Работа с родителями 1. Групповые формы: • Дни открытых дверей • Родительское собрание • Совместная досуговая деятельность 2. Индивидуальные формы: • Анкетирование, диагностика • Индивидуальная консультация (беседа) • Просветительская работа 3.7. Литература 1. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №53» 13 2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО. Н. Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова 3.«От истоков прекрасного к творчеству» М.М. Байрамбеков г.Махачкала 2016г. 4. «Развивающие игры для детей». И.Г. Коваль «Книжный клуб»2010г.. 5. «Конструирование и художественный труд в детском саду». Л.В. Куцакова М.2014. 6. Конструирование из природного материала И.А. Лыкова М.2014г. 7. «Поделки из всякой всячины» С. Шухова М.2004. 8. Интернет – ресурсы 14 Приложение № 1 Критерии качества освоения ребенком ручного труда 1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка. 2. Владеет приемами работы с различными материалами. 3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. 4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки. 5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы. 6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки. 7. Выполняет работу по замыслу. 8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей. 9. Показывает уровень воображения и фантазии. 10.Использует в работе разные способы ручного труда. 15 Приложении №2 Педагогическое обследование детей по ручному труду (средняя группа) № Задания, вопросы п/ п Используемый материал при выполнении задания Знания, умения, навыки сформированы на стадии формирования 1 Узнай и назови вид материала и его свойства Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки – небольшие фрагменты Знает и называет не менее 3 видов материала и 3 свойств Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств 2 Овладение приемами работы с материалами Клей, ножницы, стека, палочки Владеет приемами (режет, склеивает) Владеет приемами 3 Развитие Природный, Придумывает конструированны бросовый и и выполняет х способностей и вспомогательны несложную художественного й материал конструкцию, вкуса самостоятельн о украшает ее 4 Мелкая моторика рук Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого Мелкие Прочно Пытается вспомогательны скрепляет скреплять е детали, детали самостоятельн мозаика самостоятельн о или с о помощью 16 17 Приложение № 3 Карта освоения Программы кружка «Чудесный сундучок» Руководитель Мусаева Х.И.___________________________________ Дата проведения мониторинга _______________________ № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Ф. И. ребенка Вопрос 1 сент май Вопрос 2 сент май Вопрос 3 сент май Вопрос 4 сент май ИТОГО сент май Абдулаев Абдуреб Гаджиева Марьям Газимагомедов Омар Гусейнова София Расулов Мухамед-Хабиб Расулова Марьям Давдиева София Абдулаев Ибрагим Абдулкадыров МагомедГусейн Батыров Шамиль Мадиев Сахрутдин Курбанова Фатима Дахаева Марьям Гаджимагомедов Абдула Имаев Иффрет Высокий уровень-3 б. Средний уровень-2 б. Низкий – 1 б. 18 19