Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 общеразвивающего вида» Принято на Педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №53» «31» августа 2018 г. Протокол №1 от «31» августа 2018 г. Утверждаю: Заведующая МБДОУ «Детский сад №53» ___________З. Г. Караева « 31» августа 2018г. Дополнительное образование «Семицветик» Программа кружка по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста Руководитель кружка: воспитатель Раджабова П. Р. Махачкала 2018 1 1. СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел: 1.1.Пояснительная записка. -цели и задачи Программы -принципы и подходы к формированию Программы -значимые для разработки характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (характеристика возрастных особенностей воспитанников) 1.2. Целевые ориентиры образовательного процесса 2. Содержательный раздел: 2.1. Модель образовательного процесса: перспективный план, учебно-календарный план 3. Организационный раздел: 3.1. Методы и приемы 3.2.Сведения о кружке 3.3. Расписание занятий 3.4. Материально-техническое обеспечение 3.5. Мониторинг освоения детьми программного материала (Приложение №1) 3.6. Работа с родителями 3.7. Литература 4. 2 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Семицветик» (далее Программа) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад№53общеразвающего вида» (далее МБДОУ №53) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: - Федеральным законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...» (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 №28564). -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Искусство помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Целостность любого произведения заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Актуальность Программы в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, развитие и 3 активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления и т.д. Неклассические техники рисования доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Цель и задачи Программы. Цель. Развитие индивидуальности, художественно-творческих способностей дошкольников путем экспериментирования с различными материалами, средствами нетрадиционных техник изображения Задачи: 1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. 2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. 3. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами, мелкую моторику. 4. Создать условия для коммуникативной деятельности детей. 5. Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе. Принципы и подходы к формированию Программы. -Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка - Обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируется такие знания, умения и навыки которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; -Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста для них является игра. 4 Значимые для разработки характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (характеристика возрастных особенностей воспитанников) Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребѐнок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-3 основных частей. 1.2. Целевые ориентиры образовательного процесса В рисовании: дети ритмично наносят линии, штрихи, пятна; создают некоторые обобщенные образы (дерево-ствол, ветви; дом -стены(квадрат) и крыша (треугольник); цветок- серединка (круг) и лепестки), изображают игрушки на основе округлых и вытянутых форм (снеговик, неваляшка, зайчик; познакомились со способами изображений простых предметов, проведение разных прямых линий, в разных направлениях, пересекая; со способами создания предметов разной формы ( округлой , прямоугольной, комбинации разных форм и линий. Сформированы умение подбирать цвета, соответствующие изображаемому предмету; создают изображения с использованием 1,2 и несколько цветов. В лепке: познакомились со свойствами глины, пластилина, солѐного теста; раскатывают пластилин прямыми и круговыми движениями ладоней, под углом, соединяют нескольких частей в один образ, умеют вдавливать пластические материалы. В аппликации: используют в аппликации: ножницы, клейстер, кисти, бумагу разной фактуры, другие материалы; Создают изображение на бумаге разной формы, на предметной основе. Соблюдают последовательность в аппликации. 2. Содержательный раздел Художественно-эстетическое развитие направлено на развитие у детей эстетических чувств, и художественного восприятия, возникновение положительного отклика на произведения народного искусства. Педагоги должны знакомить детей с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства, готовить их к посещению 5 кукольного театра, выставки детских работ. У детей интерес к занятиям изобразительной деятельностью. рисовании, лепке, аппликации изображать простые передавать их образную выразительность; дети композиции. должен формироваться Педагоги учат детей в предметы и явления, учатся коллективные 2.1 Модель образовательного процесса Перспективный план работы кружка Продолжительность занятия Периодичность в неделю 15 минут 1 Октябрь 36 Название занятия 2 Беседа Показ иллюстраций Лепка «Волшебный пластилин» («Поиграйка») «Колобок» 3 Аппликация «Колобок катится по дорожке» 1 4 1 2 3 4 1 2 Рисование Лепка Аппликация Рисование Лепка Аппликация Рисование 1 1 1 1 1 1 1 3 4 1 2 3 4 1 2 Лепка Лепка Аппликация Лепка Аппликация Рисование Лепка Аппликация 3 4 Рисование Лепка «Колобок катится по дорожке» « Мы веселые матрешки» «Осеннее дерево» «Листопад» «Дождик» «Мой любимый дождик» «Дождик чаще кап-кап-кап!» « Овощи на грядке» «Бусы» «Веселый снеговик» «Ёлочка красавица» «Украсим елочку» «Праздничная ёлочка» «Домик для зайчика» «Бедный зайчик заболел ничего с утра не ел» «Морковка для зайчика» 1 Лепка Неделя Месяц Сентябрь Ноябрь Декабрь Количество часов в год Вид деятельности 1 Январь Всего занятий в год 36 «Грибочки для белки» «Самолет» Общее количеств о учебных часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 Феврал ь Март Апрель Май 2 3 4 1 Аппликация Аппликация Рисование Аппликация «Подарок для папы» «Подарок для папы» «Снег кружится, падает» «Цветок для мамы» 1 1 1 1 2 Рисование «Светофор» 1 3 4 Лепка Рисование 1 2 1 1 Аппликация Лепка «Ягоды для Мишутки» «Солнышко, которое мне светит» «Солнышко лучистое» «Улиточка» 3 4 1 2 3 Рисование Аппликация Рисование Аппликация Лепка « Ягоды яблочки» «Цветы на лужайке» «Одуванчики в траве» «Земляничная поляна» «Божья коровка» 1 1 1 1 1 4 Рисование « Краски Лета» 1 Итого: 1 1 36 Неделя Сентябрь Месяц Учебно- календарный план Вид деятельност и Название занятия Задачи 1 Беседа Показ иллюстраций Тема: «Волшебный пластилин» («Поиграйка») Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем «Колобок».1 Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрять инициативу детей. Приобщать детей к аппликации формировать умение выкладывать на листе бумаги готовые детали, аккуратно наклеивать их, развивать мелкую моторику рук, пальцев. 2 3 Лепка «Колобок» Аппликация «Колобок катится по дорожке» 7 4 Рисование «Колобок катится по дорожке» Лепка «Мы веселые матрешки» Аппликация «Осеннее дерево» Развивать ориентировку на листе бумаги; учить пользоваться кистью, клеем, салфеткой; закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге; развивать чувство цвета и композиции, воображения; развивать мелкую моторику рук; воспитывать любовь к природе. Рисование «Листопад» Учить рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки); вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. 1 Октябрь 2 3 4 Развивать умения детей строить элементарную композицию, умение создавать изображение на всем листе, передавать правильно отношение цветов, размеров, форм в продуктивной деятельности Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности. Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), Лепка «Дождик» 8 1 Аппликация 2 Рисование Учить наклеивать готовые капельки«Мой любимый дождя, тучку. Развивать чувство цвета, дождик» композиционные умения. «Дождик чаще кап-кап-кап!» Лепка « Овощи на грядке» 4 Лепка «Бусы» 1 Аппликация «Веселый снеговик» 2 Лепка 3 Аппликация Декабрь Ноябрь 3 «Ёлочка красавица» «Украсим елочку» Рисование дождя пальчиками или ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма. Сформировать у детей обобщенное представление об овощах: - растут на грядке - полезны людям Развивать мелкую моторику рук. Дать детям возможность самостоятельно выбрать овощ, который они будут лепить. Воспитывать усидчивость. Развивать интерес к занятию лепкой. Знакомить детей с соленым цветным тестом, как нетрадиционным материалом для лепки. Закреплять приемы лепки из теста: раскатывание круговыми и продольными движениями, придавливание, загибание, отщипывание. Учить детей различать геометрические фигуры. По очередности наклеивать круги на картон (большой, средний, маленький). Повторить полученные знание о форме, цвете, величине, ширине и т. д. Учить доклеивать, лепить из пластилина, дорисовывать не хватающих элементов (глаза, рот, руку, уши, шапки и т. д) . Развивать умение раскатывать комок пластилина между ладонями прямыми движениями – шары, как большие, так и маленькие, колбаску между ладонями, учить соблюдать порядок на своем рабочем месте, развивать внимание, творческий интерес, мелкую моторику; воспитывать аккуратность. Закрепление названия времени года и сезонных изменений в природе; знакомство с методом аппликации из мятой бумаги; развитие мелкой моторики рук; закрепление названия цветов: желтый, белый, синий, розовый. 9 Январь 4 Рисование 1 Лепка 2 Аппликация 3 Рисование Февраль 4 Лепка 1 Лепка 2 Аппликация 3 Аппликация «Праздничная ёлочка» Рисование праздничной ёлочки в сотворчестве с воспитателем и другими детьми: проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола». «Домик для Формировать умение скатывать кусочки зайчика» пластилина ладошками на дощечке. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие. Воспитывать умение откликаться на игровую ситуацию. «Бедный Вызвать у детей сочувствие к персонажу, зайчик заболел желание помочь ему. Учить наклеивать - ничего с утра готовые формы (морковку, аккуратно не ел» пользоваться кистью, клеем, салфеткой «Морковка для Дальнейшее освоение техники зайчика» раскрашивание контурных картинок. Обыгрывание и дополнение рисунка – изображение угощения для персонажа. «Грибочки для Учить лепить предмет из двух частей, передавать их форму (шар, столбик), белки» плотно их соединить. «Самолет» Учить лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы (удлинённых кусков). Закреплять умение делить ком на глаз на две равные части, раскатывать продольными движениями и сплющивать. «Подарок для Закреплять знания детей о наступающем папы» празднике 23 февраля; «Подарок для Побуждать детей самостоятельно сделать подарок для папы; папы» Формировать умение аккуратно пользоваться клеем (без излишков наносить его на поверхность, прикладывать той стороной, на которую нанесен клей и т.д.); Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук, эстетическое восприятие, творческие способности; Воспитывать внимание, аккуратность и чувство радости от проделанной работы при подготовке подарка для папы; Воспитывать у детей чувство любви к папе. 10 Март Апрель 4 Рисование «Снег кружится, падает» Формировать умения детей выражать в рисунке пережитое (наблюдение за снегопадом); продолжать учить пользоваться костью, рисовать концом кисти. Воспитывать усидчивость при выполнении работы. Учить составлять из частей цветка красивое целое изображение; воспитывать аккуратность; закрепить навыки намазывания клеем и приклеивания на картон; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к матери, желание сделать для нее приятное. 1 Аппликация «Цветок для мамы» 2 Рисование «Светофор» Познакомить детей со светофором и его назначением. Закрепить знание основных цветов (желтый, красный, зеленый).Познакомить детей с правилами поведения на дороге. Развивать навык разукрашивания предмета гуашевыми красками 3 Лепка «Ягоды для Мишутки» 4 Рисование «Солнышко, которое мне светит» 1 Аппликация «Солнышко лучистое» 2 Лепка «Улиточка» Закреплять умение лепить предметы круглой формы. Учить передавать в лепке впечатление от окружающего. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности. Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Вызвать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками. Развивать световосприятие и зрительнодвигательную координацию Учить составлять изображение из готовых фигур: одного круга и нескольких прямых полосок. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность. Учить лепить улитку путём сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек. Продолжать учить лепить пальцами. 11 Май 3 Рисование « Ягоды яблочки» 4 Аппликация «Цветы на лужайке» 1 Рисование 2 Аппликация 3 Лепка 4 Рисование Упражнять в печатании с помощью печаток. Учить рисовать ягоды и яблоки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета.Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение детей составлять аппликацию и наносить клей на детали. «Одуванчики в Учить передавать в рисунке красоту траве» цветущего луга, форму цветов. Отрабатывать приём рисования красками. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение Развивать у детей умение ориентироваться «Земляничная при раскладывании на листе бумаги поляна» деталей аппликации относительно друг друга; закреплять умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывая готовые формы, прижимать детали аппликации салфеткой; закреплять у детей знание внешнего строения земляники; воспитывать отзывчивость, сочувствие к беде другого, желание помочь. «Божья Продолжать учить детей отщипывать коровка» маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 57мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка; формировать интерес к работе с пластилином, развивать мелкую моторику рук. « Краски Лето» Формировать понятия о тёплых цветах; повторить геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат; развивать эстетические чувства, чувство композиции, аккуратность; развивать умение замечать красоту природы. Итого: 36 3. Организационный раздел 12 Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста 3-4 лет и предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня по подгруппам. Продолжительность занятия во второй младшей группе 15 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, личностный ориентированный подход. 3.1 Методы и приемы обучения: -словесные – беседа, указание воспитателя, вопросы, использование словесного художественного образа. -наглядные - использование натуры, рассматривание картин, иллюстраций, показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке; -практические -организация разных видов игр, занятий. -игровые - использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения, сюрпризный момент и.т.д. 3.2. Сведения о кружке Возрастная группа: 2 младшая (3-4 года) Количество детей: 25 Список детей № 1 подгруппа 1. Абдулхаликов Мухаммад Гитинова Шуана 2. Дата рождения № 4. Алибеков Мустафа Батырова Айшат Гаджиев Ахмед 15.03.2015г. 2 Закарьяев Мухаммад Батыров Ахмед 24.03.2015г 3 07.03.2015г. 6. Алиджанова Эмилия Бутаева Амаль 7. Алиева Лейла 8. Тихонова Татьяна Курбанова Аминат ГаджиевАмирха н Межидов Амирхан Садраддинова Айлин Магомедова Барият 5 08.05.2015г. 6 21.11.2014г. 7 13.01.2015г. 9. 10. 11. 12. 13. 8 05.05.2015г. 9 27.02.2015г. 10 22.02.2015г. 11 17.10.2014 12 13.03.2015г. 07.04.2015г. 28.10.2014г. 4 28.10.2014г. 5. Дата рождения 1 23.12.2014г. 3. 2 подгруппа Мазгарова Айша Склярова Алина Меджидова Хадижат Мусавузова Зайнаб Муслимова Залина Нурмагомедова Амира Эминов Даниил Фархатов Абдулах Шамов Ибрагим 10.02.2015г. 10.02.2015г. 05.03.2015г. 10.06.2015г. 22.12.2014г. 29.05.2015г. 22.01.2015г. Информа ционнометодиче ское обеспече ние Программ а дополнит ельного образован ия «Семицве тик» Раджабов ой П.Р.; И. А. Лыкова Цветные ладошки авторская программ а М. «Карапуздидактика », 2007 г. Форма отчета Выстав ки , Презен тации 10.07.2015г. 01.01.2015г. 15.05. 2015г. 13 3.3. Расписание занятий День недели Вторник Четверг Время проведения 1 подгруппа: 16.00-16.15 2 подгруппа: 16.00-16.15 3.4.Материально-техническое обеспечение № 1. 2. 3. 4. 5. Наименование Музыкальный центр Художественная литература Материалы для рисования Материалы для лепки Материалы для аппликации Количество 1 - Примечание - 3.5. Мониторинг освоения детьми программного материала Мониторинг проводится 2 раза в год, в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу (приложение №1). Метод мониторинга: беседа, наблюдения, игра, выполнение заданий по картинкам и.т.д 3.6. Работа с родителями 1. Групповые формы: • Дни открытых дверей • Родительское собрание. • Совместная досуговая деятельность. 2. Индивидуальные формы: • Анкетирование, диагностика. • Индивидуальная консультация (беседа). • Просветительская работа. 3.7. Литература 14 1. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №53» 2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО.Н. Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова 2017 г. 3. М.М.Байрамбеков «От истоков прекрасного к творчеств» г.Махачкала-2016г 4. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», И. А. Лыкова 2014. – 144с., 16л. вкл. 5. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей Мелик-Пашаев А.. - М. : Чистые пруды, 2007.-32с. : ил. 6. Малыш в стране Акварели. Григорьева Г. Г.М. : Просвещение, 2006. – 111с. : ил. 7. Педагог и семья. Е. П. Арнаутова. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с. 8. Рисование с детьми дошкольного возраста. Р. Г. Казакова Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с. 9. Интернет –ресурсы. 15 Приложение №1 Карта освоения Программы кружка «Семицветик» Руководитель_____ Раджабова П.Р._________________________________ Дата проведения мониторинга _______________________ № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Фамилия имя ребенка Технические навыки с м Изобразительные навыки с м Знание цветов с м Всего баллов с м Абдулхаликов Мухаммад Гитинова Шуана Алибеков Мустафа Батырова Айшат Алиджанова Эмилия Бутаева Амаль Алиева Лейла Тихонова Татьяна Курбанова Аминат ГаджиевАмирхан Межидов Амирхан Садраддинова Айлин Магомедова Барият Гаджиев Ахмед Закарьяев Мухаммад Батыров Ахмед Мазгарова Айша Склярова Алина Меджидова Хадижат Мусавузова Зайнаб Муслимова Залина Нурмагомедова Амира Эминов Даниил Фархатов Абдулах Шамов Ибрагим 16 Высокий уровень – 3б, Средний уровень -2б, Низкий уровень – 1б. 17 18 19 № Формооб Част Сю Исполь разующие и жет зование движения пред цвета мето в Фам илия имя ребе нка Соотве Соотн Композици Т Ко Дина Вс тствие ошени я в нту мика его реальн е по о р бал ому величи р лов цвету не, ч пропор е ции с т в о 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 20