Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 общеразвивающего вида» Принято на Педагогическом совете МБДОУ «Детский сад №53» «31» августа 2018 г. Протокол №1 от «31» августа 2018 г Утверждаю: Заведующая МБДОУ «Детский сад №53» ________З. Г. Караева « 31» августа 2018 г. Дополнительное образование «Золотой ключик» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию для детей 4-5 лет Руководитель кружка: воспитатель: Шевлухова Б.И. Махачкала 2018 СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел: 1.1.Пояснительная записка. -цели и задачи Программы -принципы и подходы к формированию Программы -значимые для разработки характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста (характеристика возрастных особенностей воспитанников) 1.2 . Целевые ориентиры образовательного процесса 2. Содержательный раздел: 2.1. Модель образовательного процесса: перспективный план, учебно-календарный план 3. Организационный раздел: 3.1. Методы и приемы 3.2. Сведения о кружке 3.3. Расписание занятий 3.4. Материально-техническое обеспечение 3.5. Мониторинг освоения детьми программного материала (Приложение №1, №2) 3.6. Работа с родителями 3.7. Литература 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Программа дополнительного образования « Золотой ключик» (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№53 общеразвивающего вида» (далее МБДОУ №53) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: - Федеральным законом «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года N 273ФЗ); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. «Санитарноэпидемиологические правила и нормативы...» (зарегистрировано в Минюсте России 29.05.2013 №28564). -Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Привлечение детей дошкольного возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного. Программа работы кружка по дополнительному образованию «Золотой ключик», предназначенная для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет), направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения. Новизна и актуальность Программы: Программа обучения театральному искусству с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе. В соответствии с ФГОС ДО реализуются задачи ориентированные на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день. Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Познакомить детей с театральным искусством, видами театра. 2. Развивать творческие способности детей, творческое мышление, воображение, навыки актерского мастерства и сценической речи. 3. Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества детей и родителей через показ спектакля. 4. Воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. Принципы и подходы к формированию Программы Принцип развития индивидуальности каждого учащегося. Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени. Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности. Это значит способствовать усвоению детьми социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию. Принцип деятельности. Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения. Принцип реальности и практического применения. Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики детей 4-5 лет. В целом ребенок 4-5 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. У них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Большую значимость для детей 4-5 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том, где были, что видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии стремятся, в первую очередь, проявить себя, привлечь внимание других к себе. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкальнохудожественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. 1.2. Целевые ориентиры образовательного процесса - Способен к волевым усилиям, управлять своим поведением и планировать свои действия (помощь другим детям, доброжелательность, способность хорошо сыграть выбранную роль, исполнить сценический номер) - Проявляет инициативу и самостоятельность, что проявляется во вхождении в образ сценического героя, движении, театральной игре, высказывания хо театре, исполнении роли выбранного персонажа - Сформированы представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окрашенности художественных, театральных образов. - Развито воображение, дети учатся изображать разное эмоциональное состояние героя и передавать его движениями, жестами, мимикой; учатся придумывать и изготовлять декорации к спектаклям 2. Содержательный раздел 2.1. Модель образовательного процесса Октябрь Неделя Сентябрь Месяц Перспективный план работы кружка Продолжительность Периодичность Всего Количество часов в год занятия в неделю занятий в год 20 минут 1 36 36 часов Вид деятельности 1 2 3 Артикуляционная гимнастика Игровые упражнения Имитационные этюды 4 1 2 3 Ноябрь 4 1 2 Название занятия «Мы играем в театр» «Мы - будущие артисты» . Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» Беседа с детьми Язык жестов Чтение-беседа по содержанию Театральный этюд «Игра «Детки в клетке» по стихам С. Маршака» Чтение, работа по Сказка «Рукавичка» содержанию Показ сказки с деталями Сказка «Рукавичка» декораций, музыкальным Театральный словарь «Костюмер», оформлением «Гримёр». Театр картинок «Мы играем и поём» Чтение стихотворения «Очень жить на свете туго без Слушание песни «Если с подруги или друга!» другом вышли в путь», муз. В. «Скажи о друге ласковое слово», Шаинского Чтение сказки Сказка «Непослушные детки» Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Май Апрель Март Февраль Январь Декабрь 3 Показ сказки с деталями декораций, музыкальным оформлением 4 Артикуляционная гимнастика 1 Инсценировка, творческие задания, 2 Театрализованная игра 3 Творческие игры 4 Беседа 1 Чтение, беседа по содержанию 2 Инсценировка знакомых сказок 3 Инсценировка знакомых песен 4 Беседа по содержанию 1 Настольный театр 2 Театрализованная игра 3 Пальчиковый театр 4 Показ сказки детям младших групп 1 Имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах 2 Рассказ 3 Песенная импровизация 4 Инсценировки фрагментов сказок 1 Инсценировки фрагментов сказок 2 3 Импровизация на тему звучащими движениями Беседа по картинкам Беседа Театрализованная игра Импровизация на тему звучащими движениями Творческие игры 4 Игра - драматизации по сказке 3 4 1 2 Сказка «Непослушные детки» 1 «Бабушка и дедушка» «В гости к ёлочке» 1 1 «Колобок» «Хорошо - плохо» Знакомство с театром марионеток «Заюшкина избушка» 1 1 1 1 «Заюшкина избушка» 1 «Музыкальный денек» 1 «Серый волк и Козлятки» «Серый волк и Козлятки» «Насос» «Лиса, Заяц и Петух» «Лиса, Заяц и Петух» 1 1 1 1 1 «Мы играли, танцевали» 1 Театр фланелеграфа «Льется музыка, музыка, музыка…» Сказочный концерт 1 1 1 «В мире много сказок – добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них» «Мы- артисты» 1 История театра «Театр начинается с вешалки» «Ходим кругом» «Я - актер театра» 1 1 1 1 «Хорошо-плохо» 1 «Почему плакал котенок» 1 1 ИТОГО 36 Сентябрь Неделя Месяц Учебно-календарный план Вид деятельности 1 Артикуляционн ая гимнастика 2 Игровые упражнения «Мы играем в театр» «Мы - будущие артисты» . 3 «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» Язык жестов Имитационные этюды 4 Беседа с детьми 1 Чтение-беседа по содержанию Октябрь 2 Чтение, беседа по содержанию 3 Показ сказки с деталями декораций, музыкальным оформлением, элементами костюмов. 4 Театр картинок 1 Ноябрь Название занятия Чтение стихотворения Слушание песни «Если с другом вышли в путь», муз. В. Шаинского Театральный этюд «Игра «Детки в клетке» по стихам С. Маршака» Сказка «Рукавичка» Сказка «Рукавичка» Театральный словарь «Костюмер», «Гримёр». «Мы играем и поём» «Очень жить на свете туго без подруги или друга!» «Скажи о друге ласковое слово», Задачи занятия Развивать артикуляционный аппарат, выразительность речи Развивать выразительность пластики движений, на развитие выразительной мимики Развивать слуховое внимание. Работа над отдельными эпизодами, выразительностью речи Поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа Поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа Работа над отдельными эпизодами, выразительностью речи Развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации. Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок. Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи, умение договариваться при организации игрового пространства. 2 Чтение сказки Декабрь 3 Показ сказки с деталями декораций, музыкальным оформлением 4 Артикуляционн ая гимнастика 1 Инсценировка, творческие задания, распределение ролей 2 Театрализованн ая игра Январь Сказка «Непослушные детки» «Бабушка и дедушка» «В гости к ёлочке» «Колобок» 3 Творческие игры «Хорошо плохо» 4 Беседа 1 Чтение, беседа по содержанию Знакомство с театром марионеток «Заюшкина избушка» 2 Февраль Сказка «Непослушные детки» Инсценировка сказки 3 Инсценировка знакомых песен «Заюшкина избушка» «Музыкальный денек» 4 Чтение сказки, беседа по содержанию.. «Серый волк и Козлятки» 1 Настольный театр «Серый волк и Козлятки» 2 Театрализован ная игра «Насос» Воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа. Вызывать интерес к происходящему, интонационно и выразительно передавать характер выбранного персонажа. Развивать артикуляционный аппарат, выразительность речи Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией Закрепление в игре элементов актёрского мастерства, памяти, воображения Познакомить с правилами поведения в театре, игроки изображают, используя мимику и пантомимику Расширять знания о разновидностях театра Воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки Развивать социально-коммуникативные навыки Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией Воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа Интонационно и выразительно передать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа Учить действовать с воображаемыми предметами , взаимодействовать друг с другом 3 4 Март 1 2 «Лиса, Заяц и Петух» «Лиса, Заяц и Петух» Работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи Развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации. Имитация сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах Рассказ «Мы играли, танцевали» Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой. 3 Песенная импровизация 4 Инсценировки фрагментов сказок Инсценировки фрагментов сказок 1 Апрель Пальчиковый театр Показ сказки детям младших групп 2 3 4 Импровизация на тему звучащими движениями Беседа по картинкам Беседа 1 Театрализованн ая игра Май 2 3 Импровизация на тему звучащими движениями Творческие игры Театр фланелеграфа «Льется музыка, музыка, музыка…» Сказочный концерт Расширять знания о разновидностях театра Осознанно использовать в песне: характер (задорный, спокойный, торжественный, шуточный) Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа «В мире много Продолжать учить детей понимать сказок – добрых и образное содержание и идею сказок. смешных, и Учить детей «снимать» зажатость и прожить на свете скованность; согласовывать свои нам нельзя без действия с другими ребятами них» «Мы- артисты» Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок. История театра «Театр начинается с вешалки» «Ходим кругом» Расширять кругозор детей, познакомить с историей возникновения театра Знакомить с театральными профессиями. Расширять кругозор Учить детей «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими ребятами. «Я - актер театра» Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого жестом, выразительной интонацией «Хорошо-плохо» Закрепить правила поведения в театре, игроки изображают, используя мимику и пантомимику 4 Иградраматизация Создать необходимые условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театрально – игровой деятельности 3. Организационный раздел Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет и предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня по подгруппам. Продолжительность занятия в средней группе до 20 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, личностный ориентированный подход. 3.1. Методы и приемы: По источнику передачи и восприятию информации: - словесный (беседа, рассказ, диалог); - наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы , индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности); - практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции). По дидактическим задачам: - приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды; - применение знаний через постановку спектаклей; - закрепление через генеральные репетиции; - творческая деятельность - показ спектаклей; - проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, интегрированные занятия. По характеру деятельности: - репродуктивный : - разработка и показ этюдов по образцу; - частично-поисковый : - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей; 3.2. Сведения о кружке Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Количество детей: 20 № Список детей № Список 1 подгруппы детей 2 подгруппы 1. Магомедов 03.05.2014г 1. Гаджиев Информаци Форма онноотчета методическ ое обеспечени е 19.01.2014г Программа Театра 2. Али Ирагилов Абубакар 3. Газимагомедо в Сабир 4. Джафарова Айша 5. Магомедов Мухамад 6. Мамаева Гурсалан 7. Раджабов Раджаб 8. Халиева Шуайнат 9. Магомедова Марьям 10. Нуцалханова Муслимат 08.04.2014г 07.11.2013г 20.12.2013г 16.03.2014г 12.10.2013г 03.02.2014г 22.08.2014г 05.12.2013г 10.08.2014г Шамиль 2. Гусейнов Саид Афанди 3. Юдин Никита 4. Гасаналиев а Фатима 5. Шайхилов Ахмед 6. Омарова Аминат 7. Нурдинова Ясмина 8. Идрисов Мурад 9. Абдуллаева Аида 10. Абдулаева Хадижат 24.06.2014г 26.05.2014г 22.09.2013г 13.08.2014г 14.10.2013г 08.04.2014г 14.07.2014г 06.06.2014г дополнител ьного образовани я «Золотой ключик» Б.И. Шевлухова; «Время праздника» - Г,В. Кузнецова Развитие ребенка в театрализов анной деятельност и - М.Б. Зацепина 26.10.2014г 3.3. Расписание занятий День недели Четверг Время проведения 16.00-16.20 16.30-16.50 1 подгруппа 2 подгруппа 3.4 Материально-техническое обеспечение № Наименование 1 Музыкальный зал 2 Звуковая аппаратура, микрофоны 3 Музыкальный центр 4 А/записи 5 Декорации 6 Театральные костюмы 7 Маски 8 Перчаточные куклы 9 Конусные куклы 10 Мягкие игрушки 11 Книги со сказками 3.5. Мониторинг Количество 1 - Примечание - лизова нные предст авлени я Презен тации Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений. Мониторинг основывается на анализе достижения детьми результатов, которые описаны в каждом разделе Программы. промежуточных Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка на занятиях и в самостоятельной деятельности, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом и психологом, логопедом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность Программы и организацию образовательного процесса в театральном кружке «Золотой ключик». Мониторинг освоения Программы проводится два раза в год (сентябрь, май) на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняются диагностические карты. (Приложение №1, №2) 3.6. Работа с родителями 1. Сентябрь: Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник» . Анкетирование, памятки, папка- передвижка. 2. Декабрь, Февраль: Помощь детям при участии в театральных постановок. 3. Март: Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки 4. Апрель- Май: Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю. Помощь в организации похода в кукольный театр. 3.7 Литература 1. Основная образовательная программа ДОУ 2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО.Н. Е. Веракса М.А. Васильева,Т.С. Комарова 2017 г. 3. "Театрализованные игры в д/с" Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова Москва "Школьная пресса" 2000 г. 4. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 4-5 лет. С.-П.:2011г. 5. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г. 6. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г. 7. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г. 8. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г. 9. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г. Приложение №1 Критерии оценки уровней умений и навыков по развитию творческих и речевых способностей через театрализованную деятельность Основы театральной культуры Высокий уровень (3 балла) Средний уровень Низкий уровень (2 балла) (1 балл) Проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре. Интересуется Не проявляет театрализованно интереса к й деятельностью. театрализованно й деятельности. Знает правила Знает правила поведения в поведения в театре. театре. Использует свои Затрудняется знания в назвать виды театрализованно театра. й деятельностью. Называет различные виды театра, знает их различия. Эмоциональ но-образное развитие Навыки кукловожде ния Итог о балл ов Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональны х состояниях героев, использует различные средства выразительнос ти (мимику, жест, позу, движения) Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстриров ать. Импровизируе т с куклами в работе над спектаклем Использует навыки кукловождения Требуется помощь в выразительности . Различает эмоциональные состояния и характеристики, но затрудняется их продемонстриро вать средствами мимики, жеста, движения. Владеет элементарными навыками кукловождения Основы коллективно й творческой деятельност и Проявляет согласованнос ть действий с партнерами на всех этапах работы над спектаклем Проявляет согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности Не проявляет инициативу, пассивен на всех этапах работы над спектаклем Культура речи Четко и ясно произносит слова, умеет регулировать громкость, правильное речевое дыхание, хорошо развиты слуховое внимание, речевой слух, умело использует интонационны е средства выразительнос ти. Хорошо развита монологическа яи диалогическая речь. Совершенству ется звуковая сторона речи, грамматически й строй, расширение словаря. Умеют связанно, последователь но пересказывать литературные произведения, составлять сказки, Четко и ясно произносит слова, старается регулировать громкость при произношении слов, использует средства выразительности , развито слуховое внимание, речевой слух Слова произносит не четко из-за неправильного произношения звуков, не умеет регулировать громкость при произношении слов и фраз, интонационные средства выразительности использует при помощи воспитателя. рассказы. Приложение №2 Карта освоения Программы кружка «Золотой ключик» Руководитель_____Шевлухова Б.И._________________________________ Дата проведения мониторинга _______________________ № ФИО ребенка Этюдн ый тренаж( дикция, потешк и, скорого ворки, чистого ворки) Игрыдраматизац ии (желание участвоват ь, взаимодейс твовать с партнером, способност ьк импровиза ции Этюды с куклами (желание играть с ней, умение управлять Эмоциональ Речева но-образное я развитие культу ра Этюды на выразите льность жеста, в том числе «расскаж и стихи руками». Этюды на выражения основных эмоций, на воспроизв едение отдельных черт характера героя Этюды с Итого музыкаль ным сопровож дением, умение импровиз ировать 1. Магомедов Али с с с с с с с 2. Ирагилов Абубакар 3. Газимагомедов Сабир 4. Джафарова Айша 5. Магомедов Мухамад 6. Мамаева Гурсалан м м м м с м м м м с м 7. Раджабов Раджаб 8. Халиева Шуайнат 9. Магомедова Марьям 10. Нуцалханова Муслимат 11. Гаджиев Шамиль 12. Гусейнов Саид Афанди 13. Юдин Никита 14. Гасаналиева Фатима 15. Шайхилов Ахмед 16. Омарова Аминат 17. Нурдинова Ясмина 18. Идрисов Мурад 19. Абдуллаева Аида 20. Абдулаева Хадижат Высокий уровень – 3 б. Средний уровень – 2 б. Низкий уровень – 1 б.