Основная образовательная программа МБДОУ "Детский сад 53"
Описание
Основной образовательной
программы
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад №53 общеразвивающего вида»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский
сад № 53 общеразвивающего вида»
Адресу: 367026,
РД, г. Махачкала, пр. И. Шамиля 44 «а»
Телефон/факс: 8 (8722) 63-88-35;
Электронный адрес: mkl-mdou53@yandex.ru
Сайт: http://dag-53.tvoysadik.ru
Режим работы
ДОУ: с 7.00ч. до 19.00ч., понедельник-пятница,
Деятельность МБДОУ «Детского сада
№53» организована с учетом государственных законодательных и нормативных
документов, методических рекомендаций, принятых на уровне федеральных, муниципальных
органов власти и локальными нормативными актами МБДОУ «Детского сада №53»,
регулирующими организацию работы дошкольного учреждения. В МБДОУ «Детского сада
№53» функционирует 8
групп для детей дошкольного возраста общеразвивающей направленности.
Основная образовательная программа
МБДОУ «Детского сада №53» (далее —
Программа) охватывает возраст детей с 2 до 7 лет. Программа спроектирована как
программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс
основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования),
организационно-педагогические условия образовательного процесса.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС
дошкольного образования к структуре основной образовательной программы с учетом
использования доработанной авторами в соответствии с требованиями ФГОС
Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
и региональной образовательной программой дошкольного
образования РД и
парциальными программами по всем
образовательным областям. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад
№53» направлена на создание условий социальной ситуации развития
дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его
всестороннего личностного морально- нравственного и познавательного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих
дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности,
конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в зоне его ближайшего развития, на создание образовательной среды
как зоны ближайшего развития ребёнка. Программа сформирована с учётом
особенностей дошкольного образования как фундамента последующего обучения и
определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне
дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного
возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа предназначена для удовлетворения индивидуального, социального,
государственного заказов в области образования и направлена на удовлетворение
потребностей: воспитанников и родителей — в развитии умственного, физического и
духовного потенциала каждого воспитанника; его успешной социализации в
обществе, сохранения и укрепления здоровья, готовности к продолжению
образования на следующей ступени; общества и государства — в формировании
человека и гражданина, способного к продуктивной, творческой деятельности в
различных сферах жизни. Программа является документом, регламентирующим
содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса,
определяющим путь достижения федерального государственного образовательного
стандарта.
Программа включает три основных
раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых
отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и
планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает:
1. Цели и задачи деятельности образовательного
учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение
безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение целей обеспечивает решение
следующих задач:
1)
сохранение и укрепление физического и
психического здоровья дошкольников через формирование у них представлений о
здоровом образе жизни;
2)
создание условий для эффективного взаимодействия
педагогов ДОУ с семьями воспитанников;
3)
развитие готовности к обучению в школе,
формирование компетентностей, обеспечивающих благоприятную адаптацию и успешное
вхождение в новую социальную ситуацию.
2.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Содержание образовательной программы
соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики
и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач.
Проект основной образовательной программы
представляет собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней
взаимосвязаны и взаимозависимы.
3.
Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего
и дошкольного возраста. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности
воспитанников.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей в соответствии с пятью
образовательными областями. Содержание образовательной работы по пяти
образовательным областям реализуется с учётом Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и
методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания (далее –
Программа «От рождения до школы»). В Программе «От рождения до школы»
представлено также описание форм, способов, средств реализации программы с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов. Содержание Программы «От рождения до
школы» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение
норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых, формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля как общем доме людей,
об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает
владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с
книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие
предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей: двигательной,
в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание данных
образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в
определённых видах деятельности: в
раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и
пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок, двигательная активность;
для детей дошкольного возраста это игровая,
включая сюжетно-
ролевую игру как
ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и
другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной
литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки,
аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
В Программе также представлены: характеристика жизнедеятельности детей в
группах, включая распорядок и режим дня, а также особенности традиционных
событий, праздников, мероприятий;
особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных
видах деятельности и культурных практиках;
особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды; способы и направления поддержки
детской инициативы; особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей
и педагогов и представлена программой «Азбука безопасности для дошкольников».
Программа направлена на формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе, стимулирует развитие у детей дошкольного возраста
самостоятельности и ответственности за своё поведение.
Оптимальными методами реализации
программы являются проблемное и игровое обучение.
Организационный раздел содержит описание
материальнотехнического обеспечения Программы, обеспеченности методическими
материалами и средствами обучения и воспитания, организацию режима пребывания детей: распорядок и /или
режим дня; особенности организации развивающей предметно- пространственной
среды.
Описание организации образовательного процесса и
организационнопедагогических условий, содержание, примерное ежедневное время,
необходимое на реализацию Программы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время
для: непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным
проведением режимных моментов); образовательной деятельности, осуществляемой в
режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную
организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.)
реализуется в соответствии с Проектом Примерной общеобразовательной программой
дошкольного образования «От рождения до школы». В Программе «От рождения до
школы» содержится также описание материально- технического обеспечения
программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.